Если у вас есть сайт или блог, вы знаете, сколько времени и здоровья нужно потратить, чтобы привлечь и удержать аудиторию. Если у вас есть большой сайт, вы тратите на его развитие не только время и здоровье, но и значительные финансовые ресурсы. Вы нанимаете лучших программистов, оптимизаторов, копирайтеров, дизайнеров, чтобы каждая из миллиона страниц ресурса была полезной для посетителей. Представьте свое состояние, когда однажды утром вы замечаете падение естественного трафика из Google на десятки процентов. Такое может случиться по разным причинам. Например, с помощью алгоритма Panda Google может внести ваш большой сайт в список некачественных ресурсов.
Из этой статьи вы узнаете, как защищать большие сайты от «Панды».
Почему сайты становятся жертвой «Панды»
Google Panda – это алгоритм, с помощью которого крупнейшая в мире поисковая система определяет некачественные сайты и лишает их трафика. Этот алгоритм появился в начале 2011 года, а уже через полгода был внедрен во всех сегментах поиска.
Ресурс попадает в список некачественных, если «Панда» находит следующие признаки:
- Заимствованный контент. «Панда» обязательно придет за вашим сайтом, если вы системно воруете контент и выдаете его за свое творчество.
- Наличие на сайте страниц, имеющих низкую ценность для пользователей. Например, если владелец интернет-магазина публикует на страницах продуктов только их название и фотографию, такие страницы являются прекрасным кормом для «Панды».
- Манипуляции поисковой выдачей. Алгоритм Panda наказывает ресурсы, использующие манипулятивные техники, например, keyword stuffing или обмен ссылками.
- Несоответствие ресурса техническим требованиям поисковых систем. Например, Panda может прийти в гости, если на сайте есть невалидный код.
- Неразборчивость в рекламе. Ждите санкций, если на страницах вашего ресурса слишком много рекламы или вы публикуете нетематические объявления.
- Негативные поведенческие показатели. Алгоритм Panda использует поведенческие факторы, чтобы оценивать качество сайтов. Высокий показатель отказов, низкая продолжительность пребывания пользователей на сайте, низкое количество переходов и некоторые другие показатели могут разозлить «Панду».
Большие сайты чаще всего становятся жертвой Panda из-за технических проблем. Ресурсы с миллионом страниц и более, например, сайты крупных интернет-магазинов или СМИ, обычно имеют сложную структуру. Они включают ряд субдоменов, десятки категорий, сотни однотипных страниц.
Возможны ситуации, когда разные части сайта попадают под санкции «Панды» из-за разных проблем. Пока вебмастер борется с дублирующим контентом в разделе А, Panda находит некачественные страницы в разделе Б. Владелец ресурса часто узнает о новых проблемах после обновления алгоритма «Панда».
Как выглядит типичная жертва «Панды»
Google не сообщает владельцу сайта о санкциях, примененных с помощью алгоритма «Панда». Обычно вебмастера сталкиваются с резким падением посещаемости. Пытаясь объяснить причины этого, они находят следы активности «Панды».
Как понять, что ваш сайт пострадал именно из-за «Панды»? Вот основные признаки:
- Посещаемость сайта упала после официально объявленного обновления алгоритма Panda.
- Значительная часть страниц ресурса исчезла из индекса Google.
- Поисковая страница не индексирует новые страницы сайта.
- Страницы остаются в индексе, однако позиции в выдаче резко упали.
- Падение посещаемости коснулось только определенных разделов сайта или типов страниц. Например, Google перестал отправлять посетителей на страницы товара, однако продолжает давать трафик в раздел «Статьи».
Если вы столкнулись с одной или несколькими указанными проблемами, с высокой долей вероятности по вашему сайту погуляла «Панда».
Встреча с Panda: мини-кейс агентства GSQi
Американское маркетинговое агентство G-Squared Interactive (GSQi) имеет опыт работы с крупными ресурсами, попавшими под санкции Panda. Например, один из клиентов агентства развивает сайт с более чем миллионом страниц. Этот ресурс имеет несколько субдоменов, а контент для него создают несколько команд авторов. Несмотря на это, владельцу сайта постоянно не хватало времени, чтобы заполнить контентом несколько разделов.
Посещаемость ресурса резко упала после официального обновления алгоритма Panda, поэтому собственник не сомневался в причинах проблем. Он обратился к экспертам GSQi. По результатам аудита они рекомендовали комплекс мер по выводу ресурса из-под санкций. В частности, аудитор рекомендовал заполнить контентом пустые страницы. После реализации данных мер трафик быстро восстановился.
Однако уже через несколько месяцев органический трафик из Google упал на 30 %. Это снова случилось после обновления алгоритма Panda. Специалисты GSQi провели повторный аудит, в ходе которого нашли несколько незначительных проблем, которые едва ли могли стать причиной санкций. Эксперты искали типичные недостатки, вызывающие гнев «Панды»: некачественный и дублирующийся контент, технические проблемы и т.п.
Причина санкций была найдена с помощью ручного сканирования сайта. Эксперты обнаружили тысячи страниц, каждая из которых содержала буквально несколько предложений в виде гиперссылок. Эти страницы невозможно найти с помощью меню сайта, однако они открыты для индексирования поисковиками. Аудиторы сразу поняли, что эти страницы создавались не для пользователей. Более того, эти страницы скорее всего создавались автоматически.
Проверка определила происхождение тысяч бесполезных страниц. Из-за технической неисправности CMS сайта сохраняла страницы результатов пользовательского поиска. Как сказано выше, каждая из таких страниц содержала несколько предложений в виде гиперссылки. Тысячи подобных страниц попали в индекс Google, который справедливо посчитал их бесполезными.
После устранения технической проблемы посещаемость сайта восстановилась.
Как не пустить «Панду» на большой сайт
Следующие рекомендации помогут вам защищать большие ресурсы от негативного влияния Panda.
- Регулярно проверяйте сайт. Запланируйте регулярные аудиты и выполняйте их с выбранной периодичностью. Если ваш сайт содержит более миллиона страниц, на проверку уйдет много времени и ресурсов. Поэтому планируйте заранее, что, как и когда вы будете проверять. Проверяйте сообщения об ошибках в сервисах для веб-мастеров Google и «Яндекс», используйте программы и сервисы для автоматической проверки ресурсов. Периодически выполняйте ручной аудит: проверяйте качество контента в выбранных разделах ресурса, убедитесь, что реклама на сайте соответствует его тематике, проверяйте корректность работы меню.
- Следите за техническими обновлениями сайта, а также обновлениями алгоритмов Google. Технические изменения на сайте могут привести к неожиданным последствиям для поиска. Поэтому маркетологам важно следить за планирующимися обновлениями и пытаться прогнозировать их последствия. Это касается также обновлений алгоритмов поисковых систем. Чтобы следить за ними, используйте оповещения Google.
- Тестируйте запланированные изменения. Для этого вам понадобится тестовый сервер, позволяющий проверять последствия обновлений до их фактического запуска. Например, проверка нового дизайна или адаптивной верстки на тестовом сервере поможет избежать потери части контента и визуально оценить новый внешний вид ресурса.
- Постоянно обучайтесь. Чем больше вы знаете о поисковых системах и принципах их работы, тем меньше вероятность попасть под санкции. Ваше образование должно охватывать два направления: техническое и маркетинговое. Технические знания помогут вам избегать типичных ошибок, а знания в области поискового маркетинга позволят понимать направление развития поисковых технологий.
- В режиме реального времени общайтесь со всеми специалистами, которые работают над вашим сайтом. Например, создайте групповой чат и включите в него программистов, дизайнеров, маркетологов, оптимизаторов и других экспертов, которые имеют доступ к сайту. Так вы сможете обсуждать запланированные изменения и контролировать их.
- Оценивайте любые изменения с точки зрения технического SEO и поискового маркетинга. Крупные сайты постоянно развиваются. Задача владельца ресурса или маркетолога — участвовать в обсуждении новых функций и других изменений на начальной стадии. В этом случае вы будете уверены, что программисты и дизайнеры учитывают потребности аудитории ресурса и требования поисковых систем.
Соблюдая данные рекомендации, вы резко уменьшаете вероятность санкций, применяемых с помощью алгоритма Panda.
Защита от «Панды»: профилактика эффективнее лечения
Если большой ресурс сталкивается с санкциями Google Panda, вебмастеру приходится тратить значительные ресурсы на устранение недостатков. После этого ему приходится долго ждать, когда Google заметит и оценит работу над ошибками.
Поэтому владельцам больших сайтов стоит предупреждать появление «Панды». Для этого необходимо следить за обновлениями алгоритма и требований поисковой системы, регулярно проверять сайт, планировать и тестировать обновления ресурса. Вебмастер должен координировать работу всех специалистов, имеющих доступ к ресурсу, а также оценивать ее с точки зрения технического SEO и поискового маркетинга.