Что такое типографика?
Типогра́фика (от греч. τύπος — отпечаток + γράφω — пишу) — искусство оформления печатного текста, базирующееся на определённых, присущих конкретному языку правилах, посредством набора и вёрстки. Типографика, с одной стороны, представляет собой одну из отраслей графического дизайна, с другой – свод строгих правил, определяющих использование шрифтов в целях создания наиболее понятного для восприятия читателя текст.
Что такое типографический процесс?
Типографический процесс включает выбор регистра алфавита, гарнитуры, комплекта[en] и кегля шрифта, выключки и длины строк, межбуквенных, межсловных и междустрочных пробелов, а также взаимного расположения текста и иллюстраций на запечатываемом материале. Задачей типографики, наиболее творческого этапа оформления текста, является определение параметров для последующих процессов набора, вёрстки и допечатной подготовки.
История
Расцвет типографики начался в Европе, где она появилась в середине XV века. Первым, кто серьёзно занялся европейским типографическим искусством, стал Иоганн Гутенберг, немецкий изобретатель и ювелир. Создав в 1440 году из свинцовых букв наборную форму, он подарил миру первый печатный станок. Отныне создавать книги стало гораздо проще, их стоимость уменьшилась, а количество – возросло. И спустя 14 лет была выпущена первая напечатанная книга. Ей стала Библия, набранная готическим шрифтом – этот шрифт наиболее соответствовал рукописному тексту тех времён, был знаком и удобен читающей публике.
С середины XV века начинают зарождаться первые основы типографики. Глядя на римскую капитель и гуманистический минускул, французский гравёр Николя Жансон вырезает первую антикву. В типографскую моду входит принцип равномерности интерлиньяжа и абзацного отступа для выделения и структурирования текста. В 1494 году Альд Мануций, итальянский типограф и издатель из Венеции начинает выпускать книги.
В начале XVI столетия впервые вводится курсив. Также в обиход входят замысловатые иллюстрации, орнамент и декор.
В XVII столетии типографика начинает меняться, отдавая предпочтение удобочитаемости книг, пытаясь адаптировать издания для большего круга читателей. С этим связано уменьшение формата, видоизменение шрифтов – сохраняя чёткость оттиска, они становятся более тяжеловесными.
В Россию типографика приходит вместе с первым книгопечатником Иваном Фёдоровым, открывшим в 1563 году первую типографию в Москве, и проработавшим красочное оформление со множеством мелких деталей.
В попытке ввести типографику в разряд наук французский гравёр Пьер Фурнье в 1773 году публикует «Типографическое руководство», где представлена его собственная система определения кегля шрифта. Для этого он предложил использовать пики и пункты.
Взгляды и разногласия
Исторически с типографикой связаны оформление книги и шрифтовой дизайн, хотя большинство типографов не рисуют шрифтов, а некоторые шрифтовые дизайнеры не считают себя типографами.
Во взглядах на типографику нет единой точки зрения. Одни считают её наукой, другие – искусством, третьи – мастерством, а четвёртые – философией. Но не только в этом заключается предмет спора. Современные дизайнеры расходятся и во мнении касательно оформления текста: одни подстраиваются под постоянно меняющиеся модные тенденции, легко экспериментируя с формой и размером; другие отдают дань традициям, предпочитая классические, проверенные временем шрифты; третьи полагают, что всё это можно соединить вместе и создать нечто принципиально новое и ещё более удобное для главного потребителя – читателя. Так или иначе именно благодаря этим профессиональным спорам и дискуссиям типографика не стоит на месте, а постоянно развивается как самодостаточная деятельность, к какой бы сфере она ни относилась.
Типографикой занимаются арт-директоры, верстальщики, наборщики, графические и веб-дизайнеры, офисные служащие и все, чья работа связана с оформлением набранного шрифтом текста. В доцифровую эпоху типографика была специализированной профессией, но сейчас можно сказать, что «типографика — это то, чем занимается каждый».
Источник — wikipedia.org