Среди специалистов из области SEO есть несколько мнений по поводу закупки ссылок:

  1. Ссылки работают, но важно очень аккуратно подходить к их покупке.
  2. Ссылки не работают. Эти люди фанатично настроены против покупки ссылок.
  3. Ссылки работают, как и раньше. Давайте покупать их сотнями.

Сам я отношусь к первой категории, и рад тому, что меня окружают в большинстве такие же специалисты. Ничего не имею против второй категории, хотя, вряд ли их клиенты понимают, что без ссылок намного сложнее продвинуть сайт в сжатые сроки. Ну и конечно, часто сталкиваюсь с «успехами» третьей категории специалистов, которые активно загоняют сайты под ссылочные фильтры. Вот о ссылочном фильтре «Яндекса» мы и поговорим в этой статье.

Краткая, не секретная информация по «Минусинску»

«Яндекс» запустил фильтр весной 2015 года, начав с этого времени наказывать сайты за покупную ссылочную массу (SEO-ссылки). Официальное заявление «Яндекса» – вот. Самое главное, что следует знать, – наказание наступает за преодоление определенного порога (объема) ссылочной массы для домена. Оно обычно выглядит как падение запросов на 20–30 позиций вниз.

На данный момент в сети есть примеры наложения санкций за 400+ ссылок. Началось все с порога в несколько тысяч ссылок для домена (наказывали самых наглых манипуляторов ссылочной массой), но постепенно порог снижается.

Фильтр подтверждается в «Яндекс.Вебмастере». Сообщение выглядит следующим образом.

Соответственно, если наблюдается просадка позиций, при «Минусинске» – вам следует незамедлительно зайти в «Яндекс.Вебмастер» и проверить вкладку «Диагностика» > «Безопасность и нарушения».

Если есть подобное сообщение, сайт находится под «Минусинском», и внешнюю ссылочную массу нужно чистить.

Какие ссылки «Яндекс» считает SEO-ссылками?

  • Стоящие не в основном контенте страницы, а в сквозных блоках (футер, боковые блоки и т. д.).
  • Содержащие «агрессивный» коммерческий анкор (со словами «купить», «цена» и т. д.)
  • Имеющие большое число одинаковых анкоров в ссылочной массе, особенно если это коммерческие анкоры (содержат слова «купить», «цена» и т. д.).
  • Стоящие на не тематических страницах, тематика страницы донора никак не связана с тематикой страницы, на которую он ссылается.
  • Ведущие с доноров, имеющих много исходящих ссылок на сайты разных тематик, т. е. сайт ссылается на что попало, без разбора тематики.

Очевидные SEO-ссылки

Пример неправильного размещения ссылок:

  • три разнотематические ссылки рядом, т. е. с этого сайта ссылаются на что угодно без разбора,

  • расположены в боковом блоке сайта, а не в основном контенте,

  • тематика страницы – «польза бега для похудения», что никак не связано с тем, куда ведут ссылки.

Итак, мы знаем симптомы и причину. Давайте от этой причины избавляться.

Как анализировать ссылочную массу?

Соберите данные о сайтах донорах из всех источников, в этом помогут Google Search Console, «Яндекс.Вебмастер», Ahrefs. Сведите все в единую таблицу и оставьте только уникальные страницы доноры.

1. Выгрузка из Google Search Console

2. Выгрузка из «Яндекс.Вебмастер»

3. Выгрузка ahrefs.com

По опыту, если использовать только один из инструментов, можно упустить 20–30 % ссылок, которые известны, например, Google Webmaster и не известны Ahrefs, и наоборот.

В дальнейшем, анализ собранного списка проводится по нескольким параметрам, это:

  • качество анкор листа,
  • качество сайтов доноров,
  • скорость прироста ссылочной массы.

Анкор-лист

При естественной простановке ссылок, их ставят разные люди. Каждый человек мыслит по-своему и уникально выражает свои мысли, значит – повторение анкоров ссылок маловероятно.

Также следует помнить, что чаще всего человеку комфортно написать короткий простой анкор типа «вот здесь», «на страничке», или скопировать URL, а не писать длинный коммерческий анкор типа «купить прицел ночной недорого».

Анкор-лист можно условно разделить на:

  • коммерческие анкоры

Многократное повторение коммерческих анкоров несет негативный эффект. По опыту – повторение одного анкора в общей массе более 3–5 раз в одинаковой форме неестественно, и может негативно сказаться на ранжировании сайта.

Например: «купить *название товара*», «заказать *название товара*» и т. д.

  • некоммерческие анкоры

Эти могут повторяться более 5 раз. Если в анкор-листе преобладают коммерческие анкоры – необходимо в первую очередь удалять ссылки с ними. Обычно приходится удалить от 40 до 80 % ссылок с коммерческими анкорами для выхода из-под фильтра.

Например: «на сайте», «по ссылке», просто URL страницы и т. д.

Качество доноров

В процессе анализа качества сайтов-доноров мы оцениваем их на:

  • Нахождение под фильтром «АГС». Данный фильтр накладывается на сайты, продающие ссылки – соответственно, от таких «помеченных» доноров нужно избавляться.

Проверить донор на АГС можно с помощью различных сервисов, например, на Seolib.ru.

Тематичность. Страница со ссылкой должна хотя бы как-то логически «связываться» со страницей, на которую ссылается. Страницы-доноры, которые никак не связаны с тематикой страницы акцептора, должны быть удалены.

В ссылочной массе любого сайта, конечно, присутствуют ссылки с не тематических доноров, но если их больше 30–40 %, это может восприниматься поисковой системой негативно.

  • Объем рекламных материалов на странице-доноре. Касается как наличия других внешних ссылок, так и всевозможных баннеров, блоков контекстно-медийной сети и т. д. Если со страницы-донора ведет более 3–5 ссылок на другие не тематические ресурсы (исключая соцсети и очень популярные сайты типа wikipedia), с такого донора следует убирать ссылку.
  • Общая заспамленность донора. Когда на сайт ведет мало ссылок, а с него – огромное количество. По опыту могу сказать, что негативное влияние может сказываться уже на соотношении 1 к 1.5.
  • Количество посещений сайта пользователями. От сайтов с трафиком меньше 20–30 посетителей в день также лучше отказаться. В данном случае мы перестраховываемся, предполагая, что непосещаемый сайт = плохой сайт.
  • Расположение самой ссылки. В первую очередь рекомендую избавляться от ссылок, расположенных в шаблонной части сайтов (футер, боковые блоки и т. д.). По этому параметру в первую очередь попадают в «зону удаления» временные ссылки из Sape и подобных бирж.

Вы должны понимать, что 100 % способа понять, из-за каких ссылок на сайт наложены санкции, не существует. Если фильтр наложен – необходима серьезная чистка. Вероятно, что вы удалите и часть ссылок, которые не являются причиной санкций – с этим ничего не поделаешь.

Скорость прироста ссылочной массы

Резкий рост объема ссылочной массы чаще всего рассматривается поисковой системой как неестественный, поэтому ссылки, купленные в период такого скачка, могут рассматриваться поисковой системой как подозрительные, и их следует удалить.

Пример, когда объем ссылок за два месяца вырос в 14 раз:

Как снимаются ссылки

Под съемом ссылок понимается их физическое удаление:

  • выключить ссылки в сервисе sape.ru или любом другом сервисе, через который вы осуществляли их закупку,
  • написать письмо владельцу ссылающегося сайта с просьбой удалить ссылку на вас.