ЧПУ – человеку понятные URL Обновлено: 18/05/2018

ЧПУ – сокращение на русском от “человека подобные урлы”, (на английском, Search Engine Friendly URLs), что означает красивые и дружественные адреса. Что не говори, но есть разница между ЧПУ и SEF, ЧПУ больше направлено на пользователя, его удобство, а в общем на юзабилити. А SEF направлено строго на SEO и удобства для поисковых машин.

ЧПУ имеют очень много плюсов:
– в ЧПУ можно вставлять ключевые слова
– ЧПУ можно легко продиктовать, и они легко запоминаются.
– Исходя из текста ссылки можно предположить какая информация будет на странице
– ЧПУ очень редко становится причиной появления дублей
– При работе над аналитикой сайта для специалиста работать с ЧПУ одно удовольствие
– При отображении в поисковой выдаче ключевые слова, находящиеся в ЧПУ подсвечиваются тем самым привлекают к себе внимание и увеличивают CTR (кликабельность по снипету).

Очень давно Google поведал и сделал заявление всем вебмастерам что первые 5 слов в URL страницы получают максимальный вес при соотношении в ранжировании. Из этого стоит понять, что сегодня нужно использовать только ЧПУ и переводить все старые сайты на них.
Так же большинство специалистов знают, что поисковые системы дают бонусы в ранжировании если на сайте адреса страниц представлены в ЧПУ (человека – понятном) виде.

Все это знают но большинство забивают и большинство сайтов до сих пор не имеют ЧПУ.
Так как пока что этот момент не является категоричным, если например сайты начнут попадать под фильтры за это то многие зашевелятся, но пока в этом нет ничего плохого.

Требования:
Делайте читабельные URL.
Делайте читабельные URL.
Не делать так boldweb.ru/?p=1696 а делать так boldweb.ru/luchshie-plaginy-wordpress-2017
URL вашей страницы должен быть читабельным.
Кириллица, латиница или транслитерация?
Поисковые системы понимают и латиницу, и кириллицу, и транслитерацию. Все остальное дело вкуса, и ничего запретного нету в том, чтобы делать те или иные. Но давайте поговорим в первую очередь о юзабилити и удобстве для пользователя.
Я считаю не целесообразно использовать в ЧПУ и латиницу и кириллицу в перемешку, хотя та же Википедия делает именно так, но я думаю ей простительно, на то она и Википедия, но считаю уместным использовать кириллические ЧПУ на кириллических доменах, и еще в словарях.
Идеальным для себя я считаю следующие:
– Рубрики статей, категории товаров и целевые страницы без вложенности в рубрики я всегда прописываю точным переводом русских слов. Все это я делаю, заботясь на будущее о короткости ЧПУ.
Почти в 80% случаев перевод русского слова на английский будет короче.
Например:
Рубрика новости – /news/ – но не /novosti/ ;
Целевая конечная страница контакты – /contacts – но не /kontakti;
Заметьте что я не поставил “/” на конце страницы контакты. Назовем это правилом этикета. Если страница конечная, то отсутствие “/” это объясняет, если “/” есть значит это страница категории или подкатегории, или родительской страницы.
– Сами статьи и карточки товаров я чаще всего прописываю в ЧПУ транслитерацией – это мой выбор. Это делается для того что бы даже человек не знающий элементарных основ английского языка мог понять куда ведет ссылка, на какой странице он находится и так далее. Бывает и такое в редких случаях я подключаю разово точный перевод слова для сокращения очень длинных ЧПУ если это потребуется.
А так для работы с сайтом в специализированном софте так же намного удобнее транслитерация конечной вложенной страницы.

Содержание в ЧПУ ключевых слов
Содержание в ЧПУ от одного до пяти ключевых слов запроса.
Например:
Название страницы “самые лучшие бесплатные плагины для вордпресс в 2017 году” и наш правильный ЧПУ “ /luchshie-plaginy-wordpress-2017”
Как в названии страницы так и в ЧПУ имеются самые главные ключи : лучшие,плагины,вордпресс,2017

Чем короче, тем лучше

Я уже говорил что короткие и читабельные ЧПУ очень удобны в плане юзабилити.
Их легко запомнить и они не обрезаются при вставке на форумы или социальные сети.
Например у Google имеется фактор ранжирования такой как длинна URL , в теории который типа запрещает выходить за 130 символов.
При формировании слишком длинных ЧПУ используйте цифровой шаблон №6 .
О нем прочитаете внизу статьи в разделе “ виды шаблонов ЧПУ ”.

Всегда боритесь с длинными ЧПУ, мой совет не делайте длиннее 80 символов – это крайний случай, чем меньше, тем лучше. Хуже от этого никогда не будет.
Чаще всего проблемы возникают с интернет магазинами, в которых бывает по 8 уровней вложенности. В таких случаях целесообразно отображать в ЧПУ только последнюю подкатегорию товаров, но не все 8 сразу, делайте ЧПУ короткими.

Подчеркивания или дефисы?
В создании ЧПУ участвуют зачастую несколько слов, для хорошей читаемости их нужно чем-то разделять. Для разделения используется “-” или “_”.
По сути можно использовать и то и то но как по мне дефис предпочтительней так как при наборе его участвует одна кнопка.

Не используйте пробелы и служебные символы в ЧПУ
От себя лично скажу, что пробелы лучше не использовать никогда в ЧПУ, так как они плохо видимы. Очень часто, когда требуется сделать редирект с одной на другую страницу, и он почему-то не работает, проверьте обязательно пробелы. На самом то деле один пробел в неподходящее время может создать головокружительную проблему, на себе проверял =)
Если вам мало дефиса и нижнего подчеркивания можно использовать плюс на крайний случай.

Как организовать ЧПУ при мультиязычности сайта
При необходимости внедрения в проект новых языковых версий сайта необходимо сразу определиться как это будет реализовано.
Можно вынести на отдельный домен, под домен или же внедрить в ЧПУ.
Если вы остановились на последнем варианте то лучший способ языковую область внедрять в начало ЧПУ.
boldweb.ru/ru/contacts
boldweb.ru/de/contacts
boldweb.ru/us/contacts
ЧПУ для мультимедийного контента
Совсем недавно это было не нужно, но с появлением поиска по видео и картинкам я скажу что ЧПУ для видео и картинок является неотъемлемой частью успешного индексирования их поисковыми системами.
Никогда не помешает если картинки и видео будут участвовать в продвижении сайта.
Кто бы что не говорил но доказано что Google умеет находить изображения по имени папок.
Поэтому тут всего два простых правила:
1. Названия папок и названия самих файлов должны быть читаемыми. Это транслитерация или латиница, kot.jpg или cat.jpg но такого 12dsf_44_234sd4.jpg быть не должно.
2. Никаких пробелов и служебных знаков в названиях файлов и папок.

Отказ от незначимых слов в ЧПУ
На примере двух адресов разберем этот пункт. Чаще всего это встречается на молодых сайтах не прошедших внутреннюю оптимизацию.
Есть два адреса:
/page/name.html и /category/news/name.html
В данном случае /page/ и /category/ не является смысловой областью для ЧПУ.
Их можно удалить, тем самым сделать наши ЧПУ короче.

Виды шаблонов ЧПУ:
1. Шаблон: /pagename/
Пример: /contact/
Тип сайта: Любой
Тип применения: все статические страницы ( о нас, вопросы-ответы, покупка, доставка и т.д.), страницы разделов и рубрик, категории и подкатегории товаров в интернет магазинах.

2. Шаблон: /pagename.html
Пример: /usability-factors.html
Тип сайта: Любой
Тип применения: немного устаревший шаблон, подходит как для динамических, так и статических страниц. Походит для сайтов визиток или лэндингов с несколькими дополнительными страницами.

3. Шаблон: /id/title
Пример: /1034/kirkorov-davay-dosvidaniya
Тип сайта: Новостной (или обзорный) ресурс
Тип применения: не самый качественный ЧПУ, чаще всего используется в новостных сайтах где названия могут повторяться, id в данном случае уникализирует каждый ЧПУ на 100%.
Не рекомендуется использование данного шаблона без особой надобности.

4. Шаблон: /year/month/day/title.html
Пример: /2012/04/23/my-first-post.html
Тип сайта: Блоги, новостные ресурсы
Тип применения: применяется в проектах в которых важно прослеживать дату публикаций, актуальна ли на сегодня данная информация, это новостники и инфо сайты, по адресу страницы легко можно определить дату публикации.

5. Шаблон: /category/subcategory/title
Пример: /notebook/asus/asus-3012
Тип сайта: Интернет-магазины, блоги, новостники
Тип применения: Как по мне это наилучший вариант!
Так как в нем уже отображается иерархия категорий и подкатегорий создавая совой готовую навигационную цепочку. Такая система ЧПУ удобна и пользователю при серфинге по сайту и веб мастеру при работе с сайтом.
Особенности но не минусы:
При переносе товара или статьи в другую категорию/подкатегорию не забывайте прописывать 301 редирект, так как адрес страницы изменится.
При проектировании структуры сайта заранее продумайте основные рубрики, подрубрики но не перегибайте с длинной ЧПУ. Помните, что он не должен быть слишком длинный.

6. Шаблон: /category/title
Пример: /brif/1
Тип сайта: все типы сайтов
Тип применения: Применяется в проектах с проблемами длинных ЧПУ-адресов.
На самом то деле такой адрес сложно назвать ЧПУ, по нем понятно только то что мы перейдем в раздел брифов а там на страницу № 1. Хоть это и очень старый шаблон ЧПУ но я его использовал совсем недавно на одном проекте строительной фирмы.
Там были какие то специальные документы которые были свёрстаны и опубликованы на сайте. Названия этих документов составляли по 300 символов в title, а в ЧПУ даже больше.
Это надо было исправлять. У строителей было положено давать таким документам порядковые номера. И никак не уйти было от этого, и 300 символов в ЧПУ нельзя, и по короткому назвать они не могли никак эти документы, просто цифры от 1 до 27.
Именно этот шаблон псевдо ЧПУ и пригодился тогда, не советую его часто использовать, только в самых редких случаях.

Заключение
Зачастую все самые сложные проблемы с ЧПУ встречаются на старых “самописных” сайтах или же на старых не обновлённых движках сайтов.
Например свежая версия того же ВордПресс на сегодняшний день имеет все возможные настройки ЧПУ под любые нужды, поверьте, я это проверял. Если что-то нужно изощренное это можно расширить дополнительными модулями.
Если же вы работаете со старыми CMS и они не поддерживают ЧПУ, мой совет рассмотреть все возможные способы и возможности для переноса сайта на новые версии CMS.
Проблема в них чаще всего не только с ЧПУ но и со всеми общими параметрами внутренней оптимизации. Так же старые системы подвержены частому взлому.
На этом все про ЧПУ.
А что интересного можете вы добавить по поводу ЧПУ?

Добавить комментарий