О фильтре «песочница», который накладывается на молодые сайты, в среде оптимизаторов всегда были бурные дискуссии. Основная масса оптимизаторов считает, что он существует, но мне доводилось общаться с весьма авторитетными для меня экспертами, которые полагают, что фактически такого фильтра нет, а существует некий псевдофильтр, который не дает возможности получать трафик молодому сайту – но не по причине наложенного фильтра, а по причине других объективных факторов – по сути, недостаточной авторитетности сайта, определяемой совокупностью факторов, а не молодостью сайта как таковой.

Итак, давайте сначала постараемся определить, что под песочницей именуют оптимизаторы. Песочница – она же sandbox – так именуют этот фильтр (или все же псевдофильтр?) зарубежные оптимизаторы, продвигающие сайты в Гугле. Это некий период времени, наступающий после запуска сайта, когда, что бы вы ни предпринимали, это не дает вам абсолютно никакой видимости в поисковых системах, не считая переходов по брендированным запросам или уж совсем по ультра-низкочастотке, по которой просто нет больше других релевантных ответов в выдаче.

Откуда взялись разговоры о песочнице? Ведь представители поисковых систем никогда не подтверждали наличие этого фильтра. Все просто. Любой оптимизатор, имеющий опыт работы с молодыми проектами сталкивался что называется лоб в лоб с этим фильтром. Молодой проект коммерческой тематики. Делаешь все верно: хорошая структура у сайта, грамотная навигация, отличные тексты, даже беклинки естественные есть, а результата нет. Потом, бац – и резкий взлет, низкочастотка начинает выходить в топы, причем не какие-то отдельные запросы, а большое количество разноплановых запросов – и коммерческих, и информационных, и геозависимых, и геонезависимых. У нас самих в нашей практике множество таких примеров. О чем тут говорить, есть песочница, есть! Причем в особо конкурентных тематиках при продвижении в регионе Москва и Московская область сайт может находиться в песочнице очень долго. Вот, например, наш клиент в тематике «юридические услуги»:

С июня 2013 года мы работаем над проектом – с момента запуска проекта. Все делали правильно с самого начала – расширенная семантика, хорошая структура, правильная навигация, грамотные вовлекающие тексты, отличная верстка контента. Но это юридические услуги, и это регион Москва. 6 месяцев поисковый трафик не рос вообще, находясь на уровне 20-30 посетителей в день из органики. Стратегию не меняли, просто продолжали работу, и потом – бац! – сразу трафик вырос до 150 человек в день из поисковой выдачи. При этом в первые 3-4 месяца работы мы делали по проекту гораздо больше, чем потом – весь первый этап шла работа по расширению семантики и созданию первичного наполнения сайта, спустя шесть месяцев – только внутренняя оптимизация, перелинковка и контент-маркетинг. Одно дело создавать 2-3 материала в неделю в блог и другое дело – информационное наполнение 300-350 информационных разделов сайта.

Узнаваемо, правда? Любой оптимизатор сталкивался с подобным, работая над молодыми сайтами.

Это нормальная в общем-то вещь, и все к ней уже давно привыкли. 6, 8, 10, а иногда и 12 месяцев сайт коммерческой тематики (предоставляющий товары или услуги) будет находиться в песочнице, что бы вы ни делали. При этом некоторые думают, что в этот период можно вообще ничего не делать. Но это ошибка, именно в этот период сайт требует серьезной работы. И от качества и объема этой работы в общем-то зависят сроки выхода из песочницы. И с каким результатом вы из нее выйдете – будете ли болтаться в топ-30 по слабоконкурентным ключам или войдете в топ-5 по продающим низкочастотникам – это тоже зависит от того, как эффективно вы поработаете на старте.

Но!

Но что-то меня все время заставляет думать об этом фильтре. И заставляет думать о нем то, что на некоторых проектах никакой песочницы не наблюдается, либо она длится буквально пару недель. Приведу такой пример.

Впечатляет, неправда? Через 3 недели работы мы вышли на показатель 800 уников в день с поиска, через месяц – 1400 уников.

И такие примеры иногда тоже случаются. Где тут песочница? Почему ее нет?

Объясняется все просто. У меня нет никаких фактов, просто обобщенный опыт, но хочу с вами им поделиться.

Песочница, по моему глубокому убеждению, существует. Реальный ли это предфильтр, накладываемый на сайт поисковиками, или некое логическое следствие отсутствия доказанной авторитетности сайта для поиска – не столь важно. Песочница есть! Но по моему опыту, попадают под него сайты коммерческих тематик (компаний, стартапов, сервисов, созданные для предоставления тех или иных товаров или услуг), при этом услуги эти (или товары) должны быть… как бы это сказать… обычными, распространенными, популярными. Хотите вы открыть юридическое агентство? Готовьтесь пройти песочницу. Собирайтесь продавать через интернет-магазин товары для детей? Готовьтесь пройти песочницу. Занимаетесь веб-дизайном? В песочницу! Продаете кухонные принадлежности? В песочницу! Что бы вы ни делали с сайтом, как бы ни пахали, в первые 4-6-8-10 месяцев трафика из органической выдачи у вас будет недостаточно для окупаемости бизнеса. Имейте это в виду и планируйте свою маркетинговую деятельность исходя из того, что в первое время нужны будут серьезные бюджеты на получение трафика из других источников (да, контекст тут предпочтительней, но он дорог – думайте головой, ищите нестандартные решения).

Так все же, что насчет тех сайтов, которым удается избежать песочницы? Постараюсь объяснить. Это сайты… нестандартные, неформатные, с необычной услугой, спрос на который сейчас отсутствует либо очень мал, но при это он, спрос, начинает бурно расти. Сюда же я бы отнес – не все, а некоторые – информационные проекты. Почему не все? Потому что, если вы создали очередной кулинарный блог и пишете туда по 2-3 материала в неделю – песочницы вам не избежать. Если же ваш блог необычен по тематике, при этом он с первого же дня, с первых материалов, начинает получать читательский отклик (в виде, прежде всего, непоискового трафика, в виде лайков, расшариваний и т.д.), то песочницы вы избежите. Другими словами, чтобы не попасть в песочницу, нужно чтобы на ваш контент (если вы медиа) либо вашу услугу/товар был какой-никакой спрос, а в тематике была небольшая конкуренция либо полное ее отсутствие.

На примере №2, на котором изображен график без песочницы, вы видите проект, который является по сути фотохостингом, сайтом для публикации своих фото, но обладающий некоторыми несвойственными для подобных сервисов функциями (например, отсутствием регистрации). То есть, это не сайт, где можно собирать свои фотоальбомы, разбивая их по тематике или годам. Это сайт, куда можно быстро скинуть любую картинку, чтобы разместить ссылку на нее в сети. Сервис востребован пусть небольшой, но реально существующей аудиторией. И именно эта востребованность сервиса «здесь и сейчас», в настоящий момент времени, позволила нам обойти песочницу.

Но беда в том, что таких проектов очень мало. Большая часть заказчиков услуг поискового маркетинга, скорее всего, не подпадает под эту категорию. Юридических и бухгалтерских фирм, интернет-магазинов и производственных компаний в разы больше, чем вот таких вот «экстравагантных» сервисов. Но ничего плохого в этом нет, в общем-то. Как правило, деньги в итоге начинают зарабатывать именно «обычные» фирмы – с гораздо более высоким процентом вероятности успеха. Даже несмотря на трудности с получением трафика из органики в первое время. Да, тут есть конкуренция (и в интернете, и в офлайне), да, тут есть песочница. Но тут есть готовый пользовательский спрос и понятные правила монетизации. И доход у таких проектов после выхода из-под песочницы гораздо более высокий на каждого привлеченного посетителя из поиска. Другими словами, сайт по оказанию юридических услуг с трафиком в 150 целевых уникальных посетителей в день с поиска – это действующий бизнес, поставленный на рельсы, который обанкротить можно, только совершая какие-то нелепые и глупые ошибки. А вот 2000 уников в день на картиночный сервис монетизируется только по рекламной модели, и доходность там, предположительно, не такая уж и высокая (хотя, честно, финансовых отчетов не видел, проект живет и развивается, а это говорит, что в общем-то бюджеты на оптимизацию были оправданы).

Что делать, когда вы в песочнице?

Но что же делать, если миновать песочницы вам не удалось? Первая и самая большая ошибка, которую можно только совершить – это ничего не предпринимать в это время. Над сайтом нужно работать. Да, понимая и принимая тот факт, что отдача от проекта сейчас будет не такая высокая. Но работать, идти путем внесения ежедневных улучшений пользовательских характеристик сайта. Пусть эти изменения будут небольшие, но постоянные.

Отлично вам поможет пережить песочницу контент-маркетинг. Создавайте и публикуйте различные материалы для вашей целевой аудитории – гайды, статьи, white paper, инфографику, видеообзоры. Требование тут одно – эти материалы должны иметь некую добавленную информационную ценность, они не должны быть «рерайтом» миллиона других статей, размещенных в интернете. Зачем вам нужен контент-маркетинг в это время? Тут есть две причины. Он существенно сократит ваши сроки пребывания в песочнице. И, что не менее важно, после выхода из песочницы, благодаря контент-маркетингу, вы сможете быстро наработать хорошие поведенческие факторы ранжирования. Да, именно поведенческие. Думать, что контент-маркетинг влияет только на текстовые факторы ранжирование – грубейшая ошибка.

Мы, к слову, стараемся не брать молодые проекты на продвижение на дефицитном бюджете именно по той причине, что быстрый выход из песочницы и дальнейший существенный рост поискового трафика можно получить только в случае, если вы ведете работы по контент-маркетингу. Это большая проблема, что уж тут говорить. Далеко не все клиенты готовы бюджетировать работы, от которых не видят сиюминутную отдачу. Но худо-бедно рынок переучивается, и клиенты тоже набираются экспертизы (жизнь заставляет).

Что в итоге

Продвижение молодых проектов – это в большинстве своем большая и серьезная проблема. Песочница не дает завоевать вам высокие позиции в органическом поиске, что бы вы ни предпринимали. Но такова реальность. Нужно перестать надеяться на магию, нужно учиться жить в этой новой реальности. И работать над сайтом, постоянно публикуя новый интересный осмысленный оригинальный и востребованный контент. И не сдаваться. Песочница – это не приговор, вы вырастите из нее – время работает на вас.

Если не опустите раньше руки.